agias_grafas (agias_grafas) wrote,
agias_grafas
agias_grafas

Categories:

δυας

Отношение к этимологии в те далекие времена, когда писались тексты, анализируемые в блоге, было крайне свободное. Даже странно порой. По нынешним временам тот подход зачастую хочется назвать детским, даже не ненаучным.

Вот, например, интересная интуиция неопифагорейца Никомаха (II-й век):

Троица получила такое имя за то, что она неистребимая и неустанная, какою она считается ввиду своей неспособности делиться на две равные части.
ὅτι ὠνομάσθαι καὶ ταύτην τριάδα φασὶ παρὰ τὸ ἀτειρής τις εἶναι καὶ ἀκαταπόνητος· οὕτω δὲ λέγεται διὰ τὸ μὴ δύνασθαι αὐτὴν εἰς δύο ἴσα διαιρεῖσθαι.

Интуиция интересная, интересна идея неизнуримости, несокрушимости, неистощимости. Когда в блоге, в книге верхнего поста идет речь о тринитарности, то о ней рассуждается как о Едином распахнутом на свое Ничего и Все – растрачивающем себя совсем и без остатка. Неистощимо растрачивающем себя!

Такое впечатление, что Никомах нащупывает ту же интуицию, но выражает ее иначе. При этом его этимология существует вопреки логике: ведь если и возводить τριας, то к τειρω («устаю»), а не его отрицанию с альфой! Все просто: ατειρες образовано с участием приставки α-, которая, как известно, играет отрицающую роль, поэтому ее при этимологическом поиске нужно просто отбросить. Но в таком случае ты возводишь «троицу» к обратной «усталости»!
В общем, даже математики-пифагорейцы любили туман мистики, в котором, делая простые логические ошибки, находили интересные интуиции.

Но нам сейчас интересно другое.
Пифагорейцы были распространенной и известной философской школой. По сути это ветвь того же платонизма, но с ориентацией на математику. И вот, что примечательно: когда читаешь их аналитику чисел, то бросается в глаза этимология двойки – δυας. Они часто возводят ее к предлогу δια – «через»:

... двоица, называемая δυας (диадой) – от διιεναι (происхождение) и διαπορευεσθαι (переход), – первою отделилась от единицы, почему и именуется «дерзанием»; если единица являет единение, то примыкающая к ней двоица являет разделение.

Тут δια в составе слов буквально: «через-быть» и «через-приходить». Соглашусь, идея этимологи от δια выражена своеобразно – приставкой, а не предлогом.


Вспомнились стихи из 1-го к коринфянам, которые можно назвать «гимном Единому». В коротком тексте семь (или даже девять) раз, прямо и косвенно, звучит смысл «один» – εις.

Περὶ τῆς βρώσεως οὖν τῶν εἰδωλοθύτων οἴδαμεν ὅτι οὐδὲν εἴδωλον ἐν κόσμῳ, καὶ ὅτι οὐδεὶς θεὸς εἰ μὴ εἷς.
καὶ γὰρ εἴπερ εἰσὶν λεγόμενοι θεοὶ εἴτε ἐν οὐρανῷ εἴτε ἐπὶ γῆς, ὥσπερ εἰσὶν θεοὶ πολλοὶ καὶ κύριοι πολλοί,
ἀλλ' ἡμῖν εἷς θεὸς ὁ πατήρ, ἐξ οὗ τὰ πάντα καὶ ἡμεῖς εἰς αὐτόν, καὶ εἷς κύριος Ἰησοῦς Χριστός, δι' οὗ τὰ πάντα καὶ ἡμεῖς δι' αὐτοῦ.

Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, -
но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. (1Кор.8:4-6)

Плохо, что перевод не буквален, в этом случае он нужен именно такой.

Точнее: «...И един Господь Иисус Христос, через которого все и мы через него»


Сам этот отрывок с его «всё из Него и мы в Него» очевидно полемика с платонизмом, для которого исход из Единого и возвращение в Единое – его соответственно, космология и сотериология.

Вопрос: спрятал ли апостол в δια – δυας, в «через» – «второй». Представляется, что вероятность этого высока. Логику текста эта идея только дополняет: упорно повторяющаяся идея «единого» и  концовка «второго в едином».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment