agias_grafas (agias_grafas) wrote,
agias_grafas
agias_grafas

Categories:

терцет

Продолжением к этому посту.

Книга «Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье», авторы два итальянца – Д. Антисери и Дж. Реале. Впервые вижу название «закон терцета» (певческая «терция» однокоренная ему). К сожалению, оно не гуглится ни в рунете, ни в англоязычной/итальяноязычной сети.

Триадичный процесс мыслится подобно круговому, однако, не в смысле последовательности моментов; между "внутренним равенством", "процессом" и "возвращением" нет хронологического деления на "сначала" и "потом", но есть различенное логическое, а значит, есть сосуществование моментов в том смысле, что любой процесс вечно пребывает, вечно порождает, вечно возвращается. Необходимо, кроме того, подчеркнуть, что по принципу сходства не только причина остается причиной, но также и продукт, в определенном смысле, остается внутри причины в момент порождения, на том основании, что "проследовать" не означает "отделиться", т.е. стать чем-то совершенно другим.

Второй закон, тесно связанный с первым, - это так называемый "терцет". Уже давно ученые обратили на него внимание как на "ключ к философии Прокла", что однако, не стало общим мнением. Лишь недавно этот "тернарий", или "терцет", снова выступил на первый план. Все уровни реальности, по Проклу, от бестелесного до телесного, образованы из двух существенных компонентов: 1) предельное, "peras", и беспредельное, "apeiron", или бесконечное, что относится как к форме, так и к материи. Всякое существо, как следствие, есть "смешение", синтез двух компонентов (тезис этот, очевидно, из "Филеба" Платона и его неписанных доктрин).

Закон "терцета", согласно которому всякое существо - это предельное, беспредельное и смесь в разных пропорциях того и другого, имеет силу не только для высших ипостасей, но также для души, физических и математических объектов, словом, для всего без изъятия.


Курсив очень похож на «сый в недре Отчем» ап. Иоанна, оба автора – католики, возможно, это отсылка с их стороны на евангельский текст.

Все-таки заколдован неоплатонизм – как, как же именно связан принцип μονη-προοδος-επιστροφη (пребывание-выход-возвращение) с единством предельного περας и бесконечного απειρον. «Тесно связаны»... «Выход» – это περας, а «возвращение» – απειρον? Относится ли этот принцип к триаде единого-ума-души? И как – если она субординационна и усложняется от первого к третьему?.. Столько очевидных вопросов, и нет ответов. Возникает впечатление, что их наследие до конца не осмыслено.

***

На злобу дня. Не так давно в блоге говорилось о несостоятельности распространенного представления о (во всяком случае) греческом политеизме как о чистой множественности. Эту множественность всегда возглавляет «неведомое» и true-божественное Единое, а – это уже не декларируется, но выводится логически – множественные (уже pseudo-) божества оказываются различными его проявлениями. У Прокла, в главе, где идет речь об упомянутом "принципе терцета", встретилось:

Итак, первый, единичный, бог именуется богом самим по себе, без какой-либо другой добавки, именно потому, что в каждом из последующих богов участвует сущее и такие боги владеют сущим, сопряженным с ними, и лишь первый бог обособлен от всех сущих, будучи определен как одно только само неизреченное, единичное и сверхсущностное.

Быть может, покажется, что это риторика с христианством – нет, задолго до Прокла у того же Платона встречаешь аналогичное отношение.

Интересное стремление к опосредованности, да? Опосредованности в виде множества богов между человеком и Единым. Сдается, свой частичный, но реванш эта языческая идея взяла, когда в католичестве в результате клерикализации утвердился дуализм клира-мирян. От него же уже, как представляется, заразились мы, по своей обычной неосторожности. И получили откровенно фарсовые формы папизма, когда часть епископата теряет ортодоксальные берега.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments