agias_grafas (agias_grafas) wrote,
agias_grafas
agias_grafas

Categories:

ολιγων или ενος

Два варианта одного стиха:

ἀποκριθεὶς δὲ εἶπεν αὐτῇ ὁ κύριος, Μάρθα Μάρθα, μεριμνᾷς καὶ θορυβάζῃ περὶ πολλά,
ἑνὸς δέ ἐστιν χρεία
Μαριὰμ γὰρ τὴν ἀγαθὴν μερίδα ἐξελέξατο ἥτις οὐκ ἀφαιρεθήσεται αὐτῆς.

Ἀποκριθεὶς δὲ εἶπεν αὐτῇ ὁ κύριος· Μάρθα, Μάρθα, μεριμνᾷς καὶ θορυβάζῃ περὶ πολλά·
ὀλίγων δέ ἐστι χρεία ἢ ἑνός
Μαριὰμ γὰρ τὴν ἀγαθὴν μερίδα ἐξελέξατο ἥτις οὐκ ἀφαιρεθήσεται αὐτῆς.


Синдальный, сделанный с первого варианта:

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
а одно только нужно;
Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. (Лук.10:41,42)


Наткнулся на интересное – в части новозаветных рукописей фраза «заботишься о многом, нужно же одно» звучит как «заботишься о многом, нужно же малое или одно» (вернее прозвучит вариант на славянском: «печешися о многих, в малых же есть нужда или единем» – так мы не теряем множ. число). И как оказалось, второй вариант был так же распространенным, с ним работали согласно TLG:



Ориген (II-III)
свт. Василий Великий (IV век)
свт. Кирилл Александрийский (IV-V века)
Олимпиодор Александрийский (V-VI века)


С привычным для нас вариантом работали:

преп. Ефрем Сирин (IV век)
Евагрий Понтийский (IV век)
свт. Иоанн Златоуст (IV-V века)
преп. Иоанн Дамаскин (VII-VIII века)


Если смотреть по рукописям, то в Синайском кодексе (IV век) звучит второй вариант:

oligwn_ 

ΠΕΡΙ ΠΟΛΛΑ (о многом)
ΟΛΙΓΩΝ ΔΕ ΕΣΤΙΝ ΧΡΙΑ (малых же есть нужда)

(колонка заканчивается, начинается новая)

henos_

Η ΕΝΟΣ (или одном)


В Александрийском кодексе (V век) звучит первый, привычный нам вариант:

ALEX_ 

ΠΕΡΙ ΠΟΛΛΑ ΕΝΟΣ ΔΕ
ΕΣΤΙΝ ΧΡΕΙΑ (о многом, одно же есть нужда)


Ватиканский кодекс (IV век), второй вариант:

VATIC_ 

ΠΕΡΙ ΠΟΛΛΑ (о многом)
ΟΛΙΓΩΝ ΔΕ ΧΡΕΙΑ ΕΣΤΙΝ (малых же есть нужда)
Η ΕΝΟΣ (или одно)


В Codex Washingtonensis (IV-V века, назван по месту хранения, найден в Египте) первый вариант:

 MarqaMarqa_

ΠΕΡΙ ΠΟΛΛΑ ΕΝΟΣ ΔΕ ΕΣΤΙΝ ΧΡΕΙΑ (о многом, одно же есть нужда)


Выходит по сути пятьдесят на пятьдесят. Но в истории остался первый вариант, в котором противопоставляются «многое» и «одно».

Толкований, что удивительно, мало, и они очень лаконичны (чаще всего речь идет об автаркии, Ориген и Олимпиадор видят в одном любовь, а в малом заповеди).
Удивительно потому, что озвучивается важная тема – тема многого и одного. Наш преподаватель цитировал этот стих только на славянском: «единое же есть на потребу». Единое он понимал в самом широком смысле.

Подобное философское отношение к этому стиху сложно встретить в толкованиях – как и тему «Единого» вообще. Возможно, авторы опасались критики в неоплатонизме. Термин «единое» для нас свободен от контекста конкретного философского направления, тогда же у него был отчетливый неоплатонический душок. Неоплатонизм же был единственным серьезным философским противником христианства (плюс постоянным поставщиком ересей, пусть и опосредованно).


«беспокоишься о многом, нужно же малое или одно».
В привычном нам стихе мы видим схему «многое – одно», в новом для нас используется схема «многое – малое или одно». И «малое» не выглядит ступенью к «одному», оно самостоятельно. В стихе не найти такой идеи. Хотя чисто логически такая мысль просится. Но ее не найти и не найти, видимо, потому, что в «малом» уже живет «единое».

«Малое», как представляется, меняет многое. Субъективно, первое о чем вспомнил, встретив новое для себя написание стиха – это размышления известного православного автора о том, что большинство святых в наших святцах – монахи, о том, что церковная иерархия не замечала духовный подвиг простого мирянина.
Замечали тех, кто выбрал «одно», но не тех, кто выбрал «малое». Хотя сами монахи защищали идею спасения в миру. Впрочем, что винить иерархию, максимализмом больны все. «Малое» же, как представляется, является прививкой от него – возможно, поэтому вариант стиха с ним оказался в забвении.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment