Тексты имеют такую структуру: основная часть, первое приложение и второе приложение.
В основной части находятся тексты, популяризирующие онтологическую философию – что это? – это, если сказать просто: перевод богословия с языка символов на язык понятий. Это, условно, «философия», но подкрепленная большим количеством образов и примеров, абстракщина избегалась.
В первом приложении идут тексты так или иначе относящиеся к темам поднятым в основной части. Во втором собраны тексты, посвященные оригинальному тексту Священного Писания Нового Завета и ошибкам Синодального перевода. Но, в общем, подобная аналитика встречается и в основной части и в первом приложении. Эти тексты тоже зачастую продолжают основную часть.
Может быть, даже вернее включить тексты из 1-го приложения в основную часть, а 2-е приложение сделать отдельной книгой, но пусть пока будет так.
Итак, СОДЕРЖАНИЕ с кратким описанием каждого из предлагаемых текстов:
1-й текст, стр. 17
Основная часть начинается с текста, посвященного понятию «Бытие как таковое», иначе «Жизнь как таковая». Нынешнее секулярное сознание (да что там – порой и современное христианское) просто не знает, что одно из имен божественности в христианстве – это имя «Жизнь как таковая», сама Жизнь.
Такое сознание относится к идее Бога как к идее существа, пусть и могущественного, но существа. Если говорить прямо о корне (или об одном из корней) этой проблемы – то проблема здесь в замещении «максимумом» явления «как такового» этого явления. О максимуме красоты человек может мыслить, а о красоте как таковой, на которой и зиждется этот максимум – уже нет. О максимуме бытия ему удобно мыслить, а о Бытии как таковом – не получается.
Предлагаются различные цитаты из Священного Писания и Предания Церкви, в которых говорится об идее Бога как об идее Бытия как такового.
2-й текст, стр. 25
Во втором тексте предлагаются размышления о том почему верно мыслить о Бытии как таковом тринитарно – то есть как о триединой реальности. Используем числовой пример – есть условно «Одно», которое лежит в основании наблюдаемой множественности. Почему «Одно» не просто единица, почему «Одно» не «одно»?
Для наглядности используется пример с окружностью. «Единое» (славянизм «Одно») оказывается окружностью, о которой мы не можем мыслить как о единице. Как только мы мыслим о ней с точки зрения наблюдателя, с позиции «другое» - то тут же теряем «Единое» и перед нам встает во весь свой рост «единица».
Вне нашей окружности нет пространства. Если бы вне ее было пространство, то мы мыслили бы о такой окружности как о монолитной единице. Но этой «точки зрения» нет, поэтому перед нашим взглядом поднимаются Центр окружности, поднимается ее Линия, поднимается ее Площадь. Серый и безжизненный цемент монолита уходит. Мы смотрим на нее – интуитивно, конечно – и желаем сказать «Триада», а произносим «Единое». Желаем произнести «Единое», а произносим «Триада».
Почему нам тяжело об этом мыслить? Почему нам тяжело расслышать эту тишину триединой реальности? Интересно услышать размышления читателя на этот счет. На поверхности – нам сложно мыслить о Едином как о триединой реальности, потому что мы создаем понятие «другое», мы противопоставляем, мы боимся – в конечном счете. Чтобы помыслить о такой окружности верно – мы должны упразднить пространство вокруг нее. Но на этом пространстве мы сами.
3-й текст, стр. 28
Итак: Центр, Линия, Площадь окружности. Поговорим о ее внешнем – о ее Линии. Линия окружности – это ее граница, это ее образ, это ее форма. Суммируются эти смыслы в известное понятие Λογος. Поговорим о нем самом и об этих его синонимах. Для иллюстрации используются тексты из Священного Писания и Предания (однажды из классической литературы).
Казалось бы – один из центральных смыслов новозаветного откровения, но мы так мало знаем о нем. За все свое обучение в семинарии ни разу не встречал толковой, конкретной и понятной аналитики, посвященной этому смыслу. Врезалось в память как однажды один из преподавателей – причем знакомый с древнегреческим – выразился о нем в исключительно пространной форме – мол, у него так много значений, что сложно сказать о нем что-то определенное. Это не так. Слово как философский термин обладает совершенно определенной семантикой.
4-й текст, стр. 39
Текст посвящен той же теме, что и предыдущий. Здесь уже больше примеров из классической литературы, большей частью это философская аналитика древнегреческих философов. В общем, стоило бы объединить с предыдущим, но пусть будет пока отдельным.
5-й текст, стр. 46
Мы ищем имена для Центра, Границы и Полноты нашей окружности. Если вся окружность – это Единое, то какими именами будут обладать Центр, Граница и Полнота? Приходим к выводу, что этими именами будут «Единое», «Разделение», «Единство».
Приходим к выводу, что Единое раскрывается на Ничего_Единого и Все_Единого, им соответствуют Линия и Площадь нашей окружности.
Очень интересный текст, принципиальный текст.
6-й текст, «Тринитарность на примере человека», стр. 53
Предлагается пример тринитарности в мире – человек. Мужчина, женщина, ребенок – центр, линия, полнота.
Субъективно местами текст нравится, местами кажется излишне сложным. Вероятнее всего, его можно будет в будущем переработать и упростить.
7-й текст, «Другие примеры», стр. 62
Рассматриваются наиболее очевидные примеры конечных тринитарностей. Сам видимый мир: материя, пространство, время. Сама материя: нейтрон, электрон, протон. Элементарная частица: частица, волна, энергия. Три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Растение: зерно, стебель, корень. Человеческое тело: скелет, собирательное «плоть», кровь. И некоторые другие.
Первое оказывается начальным для второго и третьего, второе оказывается условно внешним и видимым началом, третье условно невидимым. К живому нужно относиться поэтически – жизнь, как мы все знаем, не любит подход механистический, поэтому какого-то абсолютно четкого деления, какой-то трехчастности искать не стоит. Удивительно четкую витальную семантику имеет третье начало предложенных примеров.
8-й текст, «Продолжение, два принципа», стр. 67
В этом тексте предложенные выше примеры соотносятся с двумя выявленными ранее принципами. Первый принцип: первое начало раскрывается на ничего_себя и на все_себя (условно отрицательное и положительное). Второй принцип: имена тринитарности и ее центра оказываются одними и теми же, они совпадают. Рассматриваем как эти два принципа проявляют себя в примерах конечных тринитарностей.
9-й текст, «Моргенштерн», стр. 73
В этом тексте анализируется причины распада, разлада вообще. И почему откровение говорит о том, что за ним стоит конкретная конечная система. Как за дезинтеграцией, распадом и смертью может стоять совершенно конкретная конечная система? Анализируем известные каждому интуиции.
Неплохой текст, один из лучших здесь.
10-й текст, «Спасение от спасения», стр. 82
Продолжение основного примера из предыдущего текста. Слишком тезисен пока.
11-й текст, стр. 85
Моделируется мифологическое описание возникновения распада в конечности. Каким он должен быть? Каким должен быть миф о приходе смерти в мир? Рассматриваются стихи из 2-й и 3-й глав книги Бытия.
12-й текст, «Единое и единица», стр. 87
Продолжение «числовых» примеров. Единица! – гордая и прекрасная – сияющая утренняя звезда, сияющий моргентштерн – Sie ist wunderschon! – поют о ней современные немцы – может противопоставить себя Единому. Управляющий домом может назвать себя его хозяином, единица может захотеть заместить собой Единое.
Чем будет единица в конечности? Да самой конечностью. Если мы изобразим конечность в виде все той же окружности, то единица окажется ее линией. Но ведь есть же еще и центр этой окружности – центр конечности. Кем будет он? И как его описать в рамках «числовых» примеров? Мы получаем двух основных участников конечного бытия – конечность вообще и центр конечности. Они противопоставлены друг другу. Может ли здесь возникнуть напряженность, может ли возникнуть конфликт?
Кто противопоставит себя единице, когда та решится заместить собой Единое?
Почему единица – это лестница к Единому, почему реальная Лестница должна стать Единицей?
Неплохой текст. Сложна тема поднятая с нулем, но возможно, ее и не охватить в принципе.
13-й текст, «Бинарность», стр. 94
Вновь размышляется о распаде как таковом. Он должен предложить свою подмену тринитарности. В какой форме она будет? Представляется верным мыслить, что в форме бинарности – неопределенного состояния, когда нельзя говорить ни о единице, ни о двойке. В текст описывается почему такая точка зрения представляется верной.
Бинарность рассматривается на примере проблемы filioque (ересь римского богословия), на примере создавшей ее ментальности вообще. Приводятся числовые примеры – интерес к двум единичкам, интерес к «The 23 enigma».
14-й текст, стр. 101
Итак, мы получили искажение здоровой тринитарности – мы получили бинарность. Как она проявит себя в конечности? Как она исказит здоровое?
Много очень неплохих наглядных примеров. Мы думаем: а что изменится в человеческой ментальности, если в ее матрице, в ее основании будет – системно – проявляться интерес к бинарности? И находим, что появится интерес к выраженной логосности и к выраженному отрицанию логосности. То есть будет интерес к образу, к границе, к форме и ровно той же силы интерес к отрицанию образа, к отрицанию границы, к отрицанию формы. Видим очевидные примеры этого в условно «западной» ментальности.
Текст одновременно и сильный и слабый. Силен он очевидными примерами, а слаб тем, что, как может показаться, в нем звучит обвинение целой цивилизации. Или диагноз. Как же так – удивимся мы – как же можно так обобщать? Но не ходил Константинополь на Рим, а Рим ходил. И не мы шли войнами на Запад, а он на нас. Речь, конечно, не о демонизации огромной цивилизации. Речь об интерес к бинарности, которым болен весь мир, болен весь универсум. Но системно эта болезнь выражает и – логически – должна выражать себя в цивилизации, первенствующей в универсуме.
15-й текст, стр. 109
Этот текст состоит из нескольких частей, объединенных общей темой – темой символизма тепла и холода. Когда нам ждать праздник Второго начала тринитарности? Когда ждать праздник Третьего начала тринитарности? Также продолжается «бинарная» тема. Можно и поинтереснее об этом написать, но пусть будет пока так.
16-й текст, стр. 120
Этот текст очень наглядный, продолжение «бинарной» темы. Текст о том, что на языке философии называется «субъект-субъектное» и «субъект-объектное преодоление». О том, что сейчас мы можем наблюдать много наглядных образов таких «преодолений». Почему потребительство и эротизм идут рука об руку? Почему фактически каждый фантастический фильм на сегодня содержит в себе образы киборгизации и трансгуманизма? Текст очень неплох.
17-й текст, стр. 126
Что такое религия? Как любит человек рассуждать о том какая религия лучше, какая вернее, но как он не любит размышлять о том – что есть религия вообще? Почему совершенно простой и логичный монотеизм избегается? Почему политеизм и атеизм оказывается теплее для человека, чем ультрамонотеизм?
18-й текст, «Остроконечники и тупоконечники», стр. 134
Поначалу идет иллюстративным дополнением к предыдущему тексту. Но затем вырастает до самостоятельности – в нем анализируются образы Священного Писания, в которых выявляют себя Второе и Третье начала тринитарности. Далее они соотносятся с основными символами религиозного атеизма (буддизма) и ультрамонотеизма (ислама). Змей и голубь. «Будьте мудры как змии и просты как голуби».
19-й текст, стр. 148
Иллюстративное продолжение двух предыдущих, фотографии.
20-й текст, «лучше, чем норма», стр. 154
Представление о демонизме сейчас во многом вульгарно. Оно основано на дуалистичной картине, на картине, в которой добро и зло оказываются онтологически равноукоренены. Но все «плохиши» - будь то «черт», будь то «вампир», будь то «людоед» - в конечном счете приобретают положительные черты. Потому что черно-белая картинка ошибочна, потому что так мы льем воду на чужую мельницу. Нездоровый тип актуализации не будет предлагать «ненормальное». Он предложит «лучше, чем нормальное».
Приводится пример с теоретическим преодолением скорости света, символизмом этого.
21-й текст, «В защиту философии и поэзии», стр. 162
Текст о том, почему сейчас – абсолютно логически – не должна быть интересна философия, философский подход вообще. А равно и почему так сужена поэтика современного языка, относительно хотя бы языка позапрошлого века. Почему речи древности звучат для нас пафосно?
Почему сейчас растет – скажем прямо – пренебрежительное отношение к догмату? К вероучительным истинам?
22-й текст, «В защиту догмата», стр. 168
Идет продолжением предыдущего. Анализируется интересный древнегреческий смысл, содержащий в себе одновременно семантику и мысли и чувства. Догмат – не абстрактный когнитив, догмат φρονεω – и мыслится и ощущается.
23-й текст, «Ангелология», стр. 172
«Видимое и невидимое», «земля и небо». Почему невидимое невидимо? Почему аналогом это фразы используется фраза «видимое и умное»?
Используется такой пример: «земля» как видимое-веб-страницы, «небо» как ее html-код. Мир образный и мир смысловой, видимое оформлено смыслами.
Это последний текст основной части.
ПЕРВОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
1-й текст, стр. 181
Продолжает тему 1-го текста основной части, рассматривается цитата:
ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". (Деян.17:28)
2-й текст, стр. 183
Почему слово «Сила» в стихе «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20) должно писаться с большой буквы?
Этот текст продолжает идеи нескольких текстов из основной части, посвященных тринитарной теме.
3-й текст, стр. 186
Это продолжение текста о тринитарном человеке. Анализируется смысл «ребро» (его этимология), почему жена создается из ребра Адама?
Во многом тезисен. Мы находим, что этот смысл богат семантикой края и границы.
4-й текст, стр. 194
Продолжение того же текста. Анализируется смысл «помощник» - почему жена называется «помощником»? Текст тоже тезисен, полноценного ответа он не дает, но этимологические выкладки очень интересны.
5-й текст, стр. 202
Различные цитаты автора Ареопагитик, посвященных «ангельской теме». Продолжает последний текст основной части.
6-й текст, стр. 204
Текст сложно увязать с основной частью, может быть даже его вернее переместить во 2-е приложение. Текст посвящен понятию «грех», его семантике.
ВТОРОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Тексты не преследуют собой цель в полноте описать ошибки синодального перевода. Они больше для того, чтобы заинтересовать читателя оригинальным текстом Священного Писания. Оригинал отличается от перевода ровно так же, как отличается оригинал картины в музее от ее репродукции. Оригинал реальнее, тактильнее, живее.
Системности в этом приложении минимум, ее не хватает. Вероятнее всего, структура будет изменена – так, чтобы наиболее важные тексты шли первыми.
1-й текст, стр. 207
Почему образ перемещенной горы используется в Писании для иллюстрации максимального проявления веры? Чудо всегда осмыслено, какое смысловое основание у такого чуда?
2-й текст, стр. 209
Почему верен и русский и церковнославянский перевод этого стиха:
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:18)
Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда. (Иоан.1:18)
3-й текст, в трех частях, стр. 211
Смысл «Церковь», рассматриваем его семантику и поэтику оригинального текста.
4-й текст, стр. 215
Какое греческое слово переведено славянским «лукавый», чем оно интересно.
5-й текст, стр. 217
Отсутствие будущего времени в речах Господа о Его будущем, очень интересные детали.
6-й текст, три части, стр. 219
Посвящен интересным деталям притчи о блудном сыне из Евангелия ап. Луки.
7-й текст, стр. 221
Рассматривается стих: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...».
8-й текст, стр. 222
Рассматривается стих: Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; (Лук.17:1)
9-й текст, стр. 224
Рассматривается стих: Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него (Иоан.12:37), слово «чудо» вообще.
10-й текст, стр. 226
Рассматривается стих: Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лук.12:20)
11-текст, стр. 227
Стих: Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. (Иоан.10:24), интересная деталь в нем.
12-й текст, стр. 228
Стих: а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. (Иоан.4:14)
13-й текст, стр. 229
7 коротких текстов, посвященных различным стихам Писания:
1. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
2. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Матф.5:28)
3. а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются (душатся) и не приносят плода; (Лук.8:14)
4. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. (Мар.13:33)
5. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. (Лук.11:8)
6. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. (Мар.16:14)
7. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. (Матф.24:22)
Восьмой текстик об особенности Евангелия от Марка, которое слабо проявляет себя в переводе.
14-й текст, стр. 232
Стих: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, (Матф.11:12)
Почему верен перевод: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царствие Небесное берется штурмом и расхищают его те, кто прорвался в него.
15-й текст, стр. 235
Симон Ионин! любишь ли ты Меня? – интересная деталь в этих стихах.
16-й текст, стр. 236
Стих: Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? (Деян.9:4)
17-й текст, стр. 237
Стих: Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; (Деян.15:36-39)
18-й текст, стр. 239
Стих: Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. (1Пет.4:8)
19-й текст, стр. 240
Стих: Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, (1Пет.4:1)
20-й текст, стр. 241
Стих: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол.3:16)
20-й текст, стр. 243
Стих: Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. (Еф.4:18,19)
21-й текст, стр. 244
Стих: Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. (Евр.10:24). Смысл, кстати, тот же, что и 17-м тексте.
21-й текст, стр. 245
Стих: Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, (Кол.3:5)
21-й текст, стр. 246
Стих: да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим.3:17)
22-й текст, стр. 247
Стих: не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его (Кол.3:9)
23-й текст, стр. 248
Стих: потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению. (Фил.2:13)
24-й текст, стр. 249
Крайне досадная богословская ошибка, стих: Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. (Евр.11:3)
25-й текст, стр. 251
Стих: Мы не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
26-й текст, стр. 253
Стих: Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. (1Тим.5:23)
27-й текст, стр. 255
Стих: И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. (Евр.4:13)
28-й текст, стр. 256
Стих, содержащийся в евхаристическом каноне: «...право правящих слово Твоея истины»
29-й текст, стр. 257
Стих: Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе. (2Кор.2:17). Пример исключительного внимания к Писанию свт. Иоанна Златоуста.
30-й текст, стр. 259
Отсылка к ВЗ со стороны автора Откровения, стих: ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. (Откр.18:5)
31-й текст, две части, стр. 260
Стих: Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. (1Кор.8:2,3) и размышления автора Ареопагатик.
32-й текст, стр. 263
Стих: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, (2Кор.4:17)
33-й текст, стр. 264
Злоупотребление церковнославянизмом, стих: после всех явился и мне, как некоему извергу. (1Кор.15:8)
34-й текст, стр. 265
Стих: Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:23)
35-й текст, стр. 266
Стих: Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. (Иуд.1:18)
36-й текст, две части, стр. 267
Стих: которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, (Рим.3:25)
37-й текст, стр. 269
Примеры игры слов
38-й текст, стр. 273
Пример того, что церковнославянский текст зачастую оказывается подстрочником древнегреческого.
39-й текст, стр. 274
О программе BibleWorks.
40-й текст, стр. 290
О программе «Цитата из Библии».
41-й текст, стр. 301
О библиотеке греческой литературы Thesaurus Linguae Graeca, рассматриваем две программы для работы с ней.