agias_grafas (agias_grafas) wrote,
agias_grafas
agias_grafas

за деревьями лес потеряли

Общий дилетантизм в вопросах религии поразителен. Именно – поразителен.
Встречаешь человека – высшее образование, общая эрудированность, разговариваешь с ним, касаешься религиозной тематики и – удивительно. Мимика становится схожей с детской и ты слышишь задумчивое «Ну не верю я в старичка на небесах». Или – «Нереально создать мир за семь дней». Или «Я не верю, что Библию написал Бог».
Или если тебя хотят потроллить – «РПЦ давно прогнила».

При этом человек может быть не знаком ни с одним из верующих Русской Православной Церкви, он может не читать и книги Писания, о Шестодневе знать понаслышке, а когда он узнает, что иконография Бога Отца запрещена канонами – «Зачем… Мудрите вы все…»


Процентов, думаю, на 90 представления о христианстве и его богословии – в мире – ложны. Они «народны», «вульгарны», если так можно выразиться.


Да представления о религии вообще.
Есть замечательная поговорка, которой описывается это нынешнее понимание религии – «за деревьями лес потеряли». За деталями – целое.




Явна внешняя сторона культов – стоят сотни храмов, продается тоннами религиозная литература, персонажи религий так часто используются в искусстве, что – казалось бы – все о них известно.


Однако в реальности – понимание сути религии – смазано. Во всей этой пестроте религиозных проявлений теряется сама суть религии.


Что есть – религия. Это метода – объединения тебя и того, что называют «богом».
Для чего нужно это объединение?
Конечное – понимает, что оно смертно и распадется. Оно ищет Жизнь. Преодоления своей конечности. Конечное ищет бесконечное.
Религия – это метода спасения от смерти, от дезинтеграции тебя. А «бог» религии – это Жизнь.


И каждая религия видит Жизнь по-разному.
Языческие культы – статуи богов Древней Греции – прекрасные тела, они великолепны, статны. Аполлон, Афродита – это же идеалы. Эти тела пышут жизнью. Это максимумы бытия.


Религии говорят о максимумах бытия, в разных их проявлениях. Благодаря которым – распад отсупает.  Кому-то ближе красота, другому – сила. А суть та же.


Хотя некоторые видят путь к максимуму бытия – от его минимума. Это, например, католицизм. «Отстрадал – получи славу».
Это интересная метода, ведь действительно, стремление к благу-жизни зачастую оказывается обратнонаправленным. Эта интуиция хорошо выражена в пословице «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Но этот метод лишь хитринка – другая дорога к тому же максимуму, игра в крайности.
Хлысты, устраивая оргии, желают воспитать в себе отвращение к половому акту, энный эффект они получают, но он ущербен и «святость», т.е. отсутствие желания, оказывается временной и к тому же развращающей.


Кроме католицизма счастья в минимуме ищет и Восток, избирающий  методу «не-деяния». Утрируя: ты – т.е. конечное сущее – не актуализируешься, а поэтому не можешь умереть.
Многие, наверно слышали этот постулат - «нет желания – нет боли».


Иронично подходит к описанию этого принципа русское философское сознание, в этой песне из кинофильма, к примеру:

«Если у вас нету дома пожары ему не страшны
И жена не уйдет к другому
Если у вас, если у вас
Если у вас нет жены
И с другом не будет драки
Если у вас, если у вас
Если у вас друга нет»

Вообще, замечательная песня. В наших песнях и пословицах встречаются самые замечательные онотологические интуции.

Последнее же, что оказывается в перечне отказов от актуализации у сущего – дыхание.
Сначала ты отказываешься от еды и женщин, затем ты умолкаешь-безмолствуешь, после - ты медитируешь – не двигаешься, а «самое крутое» – это уже «Не-Дыхание», на санскрите «Нирвана».
Это доведенный до полного развития принцип "к максимуму через минимум".


А кто-то верит в Бога.
Верит в «зачеркнутого» Бога.
Думает –
«Само Есть и его максимумы – понятия разные. Просто потому что сами максимумы есть (существуют). Само Бытие не может «быть». И в условиях экзистенции Его нужно искать среди символов дезинтеграции.»

И этот тип веры в истории назван «ортодоксией» или по-русски «православием».


По сути есть два типа веры. Ищется либо максимум бытия, либо само Бытие. Либо яркие витальные выражения «Есть», либо само «Есть» в исторической реальности убитое.


Либо ты просишь спасения у крепких ребят с Олимпа – либо у того «кто сам себя не смог спасти».
Есть – либо спасение, либо отказ от спасения.

Только проблема в том, что не все так – как оно выглядит на первый взгляд. 
Отказ от спасения на деле и оказыватся «Жизнью Неувядающей», а фрукты с Олимпа – отравленными.


И да – это и есть настоящий атеизм. Потому что «бога» в общепринятом смысле у тебя нет – ты не стремишься к бытию, как остальные конечные. Поэтому языческое общество называло ранних христиан атеистами.
Любое конечное стремится к бытию – боясь своего распада – в этом функция религии – ты же отказываешься и от явной интенции к бытию и от скрытой. Динамика абсолютная – эквивалентна абсолютному покою.

Вера онтологическая, как таковая – это и есть настоящий атеизм, сущностный атеизм.
А не эта борьба с религиями – которую называют атеизмом – эта борьба способов интеграции. Либо напрямик к максимуму, либо огородами через минимум. 
Этот современный школоло-атеизм еще наплодит крипто-религий, «свято место пусто не бывает», как не избито звучит. Это не борьба с религией, это борьба конкурентов. И любой доведенный до ума «атеизм» вырастает в культ.


Ортодоксия же в экзистенции является сущностным атеизмом и сущностной верой.



Выражение этого парадокса видим в Священном Писании, например, в данном стихе:

44 ihsous de ekraxen kai eipen o pisteuwn eis eme ou pisteuei eis eme alla eis ton pemyanta me (Jn.12:44)
44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. (Иоан.12:44)


Церковнославянский был последовательнее:

44 Їисусъ же воззва и рече: веруяй въ мя не веруетъ въ мя, но въ послaвшаго мя (Ин.12:44)


Логический перевод требует расположения отрицания перед предлогом и местоимением, но в оригинале отрицание именно перед глаголом.
Иоанн поставил его именно там. Ясно, что смысл Синодального верен, но автор Евангелия хотел заострить отрицание, усилить отрицательный смысл, сместить акцент.
Абсолютное большинство толкователей не затрагивало этот момент, потому что он просто нелогичен. Евфимий Зигабен коснулся в своей работе этой неожиданной инверсии и назвал эти слова «идиомой». Иоанн же владел литературным греческим и с передачей арамейских (или иных) идиом справлялся, тем более в такой логически стройной фразе.


Резюме: вера может быть двух типов – либо ты выбираешь максимум Жизни (а он великолепен, на самом деле), либо ты выбираешь саму Жизнь (а тут красота очень скромная, без изысков).
Вариаций веры много. Либо попытки минимизировать интенцию к интеграции, распылив ее по разным интересам ("пофигизм"), либо фанатическое следование алгоритмам веры - сектанство.


Тут необходимо поднять тему, о том, что в любом случае, любые попытки прийти к Интеграции будут неудачны.
Просто потому что Она наличествует актуально. И теряется в поиске Ее. Поэтому и требуется вера-атеизм. Но любая попытка "не верить" - уже попытка, уже "вера".
Поэтому Интеграция должна прийти сама. И поэтому в тексте ее священных текстов должны быть стихи "Се, стучу у двери и стучу, если кто услышит голос Мой..."


Объединившись с Ней, став ее продолжением (символ "Церковь", "Тело Христово") конечное начинает процесс своего оздоровления и обретения себя. Человек перестает "спасаться", становится атеистом (онтологическим, а не представителем зарождающейся веры), поиски интеграции заканчиваются и он "приходит в себя".

Subscribe

  • Понтий Пилат и Понтий Телезин

    С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник…

  • плюс к прошлому тексту

    Дополнением к прошлому тексту. Во-первых, нужно восполнить досадное упущение: «сколопс» звучит и в третьем предложенном стихе, в стихе Иезекииля…

  • шип, шеол и клюв

    Конечно, предположением. Аргументы косвенные, но все походит на то, что пазл этого стиха собирается именно так. διό, ἵνα μὴ ὑπεραίρωμαι, ἐδόθη…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Понтий Пилат и Понтий Телезин

    С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник…

  • плюс к прошлому тексту

    Дополнением к прошлому тексту. Во-первых, нужно восполнить досадное упущение: «сколопс» звучит и в третьем предложенном стихе, в стихе Иезекииля…

  • шип, шеол и клюв

    Конечно, предположением. Аргументы косвенные, но все походит на то, что пазл этого стиха собирается именно так. διό, ἵνα μὴ ὑπεραίρωμαι, ἐδόθη…